Формула активного смирения: как работать с эмоциями

Блог невропатолога, психотерапевта, гомеопата, СПА-доктора Medical SPA  Катерины Колисниченко

Конец года – это прекрасное время для того, чтобы провести инвентаризацию собственной жизни. А поскольку эмоции – неотъемлемая ее часть, то, продолжая эту тему, я предлагаю введение в повседневную жизнь эффективных способов работы с ними.

Эмоциональная логика

Когда мы говорим об эмоциях, нужно помнить, что эмоциональная логика нелинейна. Одновременно могут существовать разные эмоции. Поэтому рядом в нашей психике могут уживаться страх и злость, любовь и обида. Нет правильных и неправильных эмоций. Именно умение, проживая обиду, не переставать любить, испытывать страх и злиться, отчаиваться и верить в хорошее говорит о зрелости психики, о ее целостности.

Маленький ребенок либо обожает маму, либо ненавидит. Он как будто мгновенно забывает о том, что было вчера или 5 минут назад.  Это нормальное проявление детской безграничности. Мне хорошо – мир хороший, мне плохо – мир плохой. Мама удовлетворила мои потребности – она фея, и я проявляю к ней нежность. Не удовлетворила, тогда она – Баба-Яга и с ней можно воевать.

К сожалению, подобная тотальность восприятия часто сохраняется и во взрослом возрасте и сигнализирует о психологическом инфантилизме. Эмоционально зрелые люди, испытывая гнев, помнят, что перед ними близкий и любимый человек, и сдерживают шквал разрушительных слов. Они реагируют на какой-то неприемлемый для них поступок, но держат в фокусе своего внимания все хорошее, что у них с этим человеком связано.

Великое искусство – открыто заявить о своих чувствах, при этом не обвиняя и не предъявляя претензий. Потому что по своей сути ситуации нейтральны, и только мы сами придаем им определенную окраску, которая зависит от контекста. Если за окном идет дождь, а вокруг засуха – это хорошо! Но если у нас свадебная фотосессия на природе, то…!?

Куда фокус, туда и энергия

Часто меня спрашивают: «Так что, я не имею право эмоционально реагировать? Вот я злюсь на ребенка за беспорядок в комнате, я что, должен позволять ему жить в бардаке?» И вместе с клиентом мы начинаем анализировать ситуацию. Бардак в комнате – это плохо? А кому? А кричать на ребенка хорошо? А никак не проявить свое недовольство и закреплять неряшливость потаканием? А достигаю ли я цели, «чтобы ребенок был аккуратным», криком? А если нет, почему я продолжаю совершать действия, которые не приносят желаемого результата или не решают проблему в долгосрочной перспективе? И так шаг за шагом. И тогда энергия, полученная от эмоции, уходит на поиски решения и внутреннюю работу.

И о чудо – постепенно бардак перестает бесить, а инициатива ребенка в наведении порядка проявляется чаще. И если раньше его вещи вываливались за дверь его комнаты, то теперь он начинает уборку в тот момент, когда на письменном столе уже некуда складывать носки и тарелки. Даже странно становиться: ты не влетаешь к нему с яростным криком, а он почему-то идет за веником и начинает убирать без напоминания. Ты не тратишь свою энергию на его бардак, а тот уменьшается. Ответ очень простой: куда внимание, туда и энергия. Или проще: что поливаем, то и растет.

Но не всегда получается решить ситуацию. Эмоция есть, энергия от нее зашкаливает, а людей, которые вызвали ее, нет рядом. Или разговор с ними невозможен. Или вообще нет людей, а есть травмирующие условия: несчастный случай, тяжелая болезнь.

Эмоциональное моделирование

Сейчас существует очень много эффективных методик   перепроживания своих эмоций. И эмоциональное моделирование – одна из них. Эмоциональное моделирование ввел в психотерапевтическую практику наш соотечественник Владимир Миколенко, основатель школы эмоционального моделирования. Его суть заключается в моделировании ситуации, назывании и проживании с помощью формулы активного смирения всех чувств, вызванных той или иной ситуацией.  Вначале мы вспоминаем, что было. И здесь не важно, пять минут прошло или двадцать лет. Иногда бывает, что мы даже до конца не осознаем, сколько всего стоит за маленьким эпизодом нашего детства.

Мне приходилось видеть, как люди, которые только что говорили, что они ничего не испытывают по поводу отношений с папой или мамой, а потом начинали плакать или их лицо искажалось яростью. Для того, чтобы выжить, мы часто закрываем доступ к тем частям нашей психики, где осталась память о тех событиях, когда было слишком страшно, стыдно или больно.

Итак, ситуация. Определение эмоции. Затем я прошу проговорить вслух следующую фразу: «я злюсь на тебя, мама (папа, подруга, болезнь) за то, что … (и прошу самостоятельно закончить эту фразу)». Затем мой клиент повторяет за мной ту самую формулу: «я принимаю свою злость на (называет на кого), проживаю и отпускаю». Для повышения эффективности я прошу повторить эту фразу мысленно, соединяя ее с дыханием: ПРИНИМАЮ – вдох, ПРОЖИВАЮ – задержка дыхания, ОТПУСКАЮ – медленный выдох. Таким простым способом мы вскрываем эмоциональные консервы, освобождая энергию для жизни.

Также в эмоциональном моделировании есть много способов проработки сложных травмирующих отношений и ситуаций. Но это уже работа специалиста. А вот формула активного смирения доступна каждому.

 

И наконец, только для наших дорогих гостей, я делюсь алгоритмом самопомощи, который применим в любом эмоционально заряженном случае.

  1. Находим эмоцию, которую испытываем.
  2. Раскладываем ее на составляющие.
  3. Прорабатываем с помощью ФАС (формулы активного смирения)
  4. Находим дефицит и возвращаем себе право на наличие этого в своей жизни.

Попробуем разобрать это на примере страха публичных выступлений.

  1. Узнать и назвать эмоцию, например: «Я испытываю страх перед публичными выступлениями».
  2. Но ведь этот «большой» страх может состоять из многих «маленьких» страхов: страха опозориться, страха выглядеть глупо, страха быть неинтересным для слушателей и т.д.
  3. Затем я принимаю, проживаю и отпускаю каждый из найденных страхов. «Я принимаю свой страх опозориться, проживаю его и отпускаю его». Повторяем фразу с дыханием: принимаю – вдох, проживаю – задержка дыхания, отпускаю – выдох.
  4. Находим, чего нам не хватает: «Я чувствую себя небезопасно во время публичного выступления». Затем я возвращаю себе право на то, в чем дефицит. Я возвращаю себе право на безопасность во время публичного выступления. Дефицит должен быть со знаком «+». Потом разрешаю себе то, чего не хватает: «Я разрешаю себе учиться чувствовать себя безопасно во время публичного выступления». И в конце я принимаю возможность появления этого в жизни: «Я принимаю то, что я могу быть в безопасности во время публичного выступления, проживаю это и отпускаю это».

Можно читать много книг, можно ходить на тренинги, можно годами работать с психотерапевтом. Но эффект будет только там, где мы применяем полученные знания в нашей повседневной жизни!

Желаю всем хорошего самочувствия и солнечного настроения!

Конец года – это прекрасное время для того, чтобы провести инвентаризацию собственной жизни. А поскольку эмоции – неотъемлемая ее часть, то, продолжая эту тему, я предлагаю введение в повседневную жизнь эффективных способов работы с ними.

Когда мы говорим об эмоциях, нужно помнить, что эмоциональная логика нелинейна. Одновременно могут существовать разные эмоции. Поэтому рядом в нашей психике могут уживаться страх и злость, любовь и обида. Нет правильных и неправильных эмоций. Именно умение, проживая обиду, не переставать любить, испытывать страх и злиться, отчаиваться и верить в хорошее говорит о зрелости психики, о ее целостности.

Маленький ребенок либо обожает маму, либо ненавидит. Он как будто мгновенно забывает о том, что было вчера или 5 минут назад.  Это нормальное проявление детской безграничности. Мне хорошо – мир хороший, мне плохо – мир плохой. Мама удовлетворила мои потребности – она фея, и я проявляю к ней нежность. Не удовлетворила, тогда она – Баба-Яга и с ней можно воевать.

К сожалению, подобная тотальность восприятия часто сохраняется и во взрослом возрасте и сигнализирует о психологическом инфантилизме. Эмоционально зрелые люди, испытывая гнев, помнят, что перед ними близкий и любимый человек, и сдерживают шквал разрушительных слов. Они реагируют на какой-то неприемлемый для них поступок, но держат в фокусе своего внимания все хорошее, что у них с этим человеком связано.

Великое искусство – открыто заявить о своих чувствах, при этом не обвиняя и не предъявляя претензий. Потому что по своей сути ситуации нейтральны, и только мы сами придаем им определенную окраску, которая зависит от контекста. Если за окном идет дождь, а вокруг засуха – это хорошо! Но если у нас свадебная фотосессия на природе, то…!?

Часто меня спрашивают: «Так что, я не имею право эмоционально реагировать? Вот я злюсь на ребенка за беспорядок в комнате, я что, должен позволять ему жить в бардаке?» И вместе с клиентом мы начинаем анализировать ситуацию. Бардак в комнате – это плохо? А кому? А кричать на ребенка хорошо? А никак не проявить свое недовольство и закреплять неряшливость потаканием? А достигаю ли я цели, «чтобы ребенок был аккуратным», криком? А если нет, почему я продолжаю совершать действия, которые не приносят желаемого результата или не решают проблему в долгосрочной перспективе? И так шаг за шагом. И тогда энергия, полученная от эмоции, уходит на поиски решения и внутреннюю работу.

И о чудо – постепенно бардак перестает бесить, а инициатива ребенка в наведении порядка проявляется чаще. И если раньше его вещи вываливались за дверь его комнаты, то теперь он начинает уборку в тот момент, когда на письменном столе уже некуда складывать носки и тарелки. Даже странно становиться: ты не влетаешь к нему с яростным криком, а он почему-то идет за веником и начинает убирать без напоминания. Ты не тратишь свою энергию на его бардак, а тот уменьшается. Ответ очень простой: куда внимание, туда и энергия. Или проще: что поливаем, то и растет.

Но не всегда получается решить ситуацию. Эмоция есть, энергия от нее зашкаливает, а людей, которые вызвали ее, нет рядом. Или разговор с ними невозможен. Или вообще нет людей, а есть травмирующие условия: несчастный случай, тяжелая болезнь.

Сейчас существует очень много эффективных методик   перепроживания своих эмоций. И эмоциональное моделирование – одна из них. Эмоциональное моделирование ввел в психотерапевтическую практику наш соотечественник Владимир Миколенко, основатель школы эмоционального моделирования. Его суть заключается в моделировании ситуации, назывании и проживании с помощью формулы активного смирения всех чувств, вызванных той или иной ситуацией.  Вначале мы вспоминаем, что было. И здесь не важно, пять минут прошло или двадцать лет. Иногда бывает, что мы даже до конца не осознаем, сколько всего стоит за маленьким эпизодом нашего детства.

Мне приходилось видеть, как люди, которые только что говорили, что они ничего не испытывают по поводу отношений с папой или мамой, а потом начинали плакать или их лицо искажалось яростью. Для того, чтобы выжить, мы часто закрываем доступ к тем частям нашей психики, где осталась память о тех событиях, когда было слишком страшно, стыдно или больно.

Итак, ситуация. Определение эмоции. Затем я прошу проговорить вслух следующую фразу: «я злюсь на тебя, мама (папа, подруга, болезнь) за то, что … (и прошу самостоятельно закончить эту фразу)». Затем мой клиент повторяет за мной ту самую формулу: «я принимаю свою злость на (называет на кого), проживаю и отпускаю». Для повышения эффективности я прошу повторить эту фразу мысленно, соединяя ее с дыханием: ПРИНИМАЮ – вдох, ПРОЖИВАЮ – задержка дыхания, ОТПУСКАЮ – медленный выдох. Таким простым способом мы вскрываем эмоциональные консервы, освобождая энергию для жизни.

Также в эмоциональном моделировании есть много способов проработки сложных травмирующих отношений и ситуаций. Но это уже работа специалиста. А вот формула активного смирения доступна каждому.

Как преодолеть страх публичных выступлений

И наконец, только для наших дорогих гостей, я делюсь алгоритмом самопомощи, который применим в любом эмоционально заряженном случае.

  1. Находим эмоцию, которую испытываем.
  2. Раскладываем ее на составляющие.
  3. Прорабатываем с помощью ФАС (формулы активного смирения)
  4. Находим дефицит и возвращаем себе право на наличие этого в своей жизни.

Попробуем разобрать это на примере страха публичных выступлений.

  1. Узнать и назвать эмоцию, например: «Я испытываю страх перед публичными выступлениями».
  2. Но ведь этот «большой» страх может состоять из многих «маленьких» страхов: страха опозориться, страха выглядеть глупо, страха быть неинтересным для слушателей и т.д.
  3. Затем я принимаю, проживаю и отпускаю каждый из найденных страхов. «Я принимаю свой страх опозориться, проживаю его и отпускаю его». Повторяем фразу с дыханием: принимаю – вдох, проживаю – задержка дыхания, отпускаю – выдох.
  4. Находим, чего нам не хватает: «Я чувствую себя небезопасно во время публичного выступления». Затем я возвращаю себе право на то, в чем дефицит. Я возвращаю себе право на безопасность во время публичного выступления. Дефицит должен быть со знаком «+». Потом разрешаю себе то, чего не хватает: «Я разрешаю себе учиться чувствовать себя безопасно во время публичного выступления». И в конце я принимаю возможность появления этого в жизни: «Я принимаю то, что я могу быть в безопасности во время публичного выступления, проживаю это и отпускаю это».

Можно читать много книг, можно ходить на тренинги, можно годами работать с психотерапевтом. Но эффект будет только там, где мы применяем полученные знания в нашей повседневной жизни!

Желаю всем хорошего самочувствия и солнечного настроения!

Благодарим, что выбираете наш Клуб, и желаем приятного отдыха!

Администратор рецепции: +38 (044) 393 33 57

Администратор Wellness & SPA: +380 (44) 393 33 60

Администратор ресторана: +380 (67) 219 41 63

Детский Клуб: +380 (67) 216 44 54